Bukkit сливает лаву или куда катится куб

Когда два года назад было объявлено о том, что несколько разработчиков переходят на работу в Mojang, я высказал несколько грустных предположений, касательно того чем всё это может закончиться. Опирался я, главным образом, на то новые сотрудники Mojang’а будут работать на PluginAPI, а также о планах по его реализации, озвученных на соответствующем Minecon’е.

  • Как мне тогда казалось, именно выход PluginAPI, должен был сыграть ключевую роль в грядущих похоронах проекта:
  • Наличие родного API (особенно, если оно будет максимально приближено к BukkitAPI) автоматически перетянет разработчиков плагинов и модов: зачем использовать что-то стороннее, когда есть способ делать на родном API;
  • Наличие ключевых разработчиков в подчинении позволит Mojang’у влиять на развите проекта и снизить скорость реакции на выходы новых обновлений;
  • Я ждал, что вместе с выходом PluginAPI будет объявлено что-то вроде AppStore или GooglePlay (тогда это был, если не путаю, AndroidMarket) для закачки (и возможно продажи плагинов и модов) — это безусловно перетянуло бы к себе разработчиков даже самых консервативных разработчиков.

Прошло два года. PluginAPI так выпущен не был, Bukkit жив и процветает. Количество плагинов растет, мечтать о том, что новый файл будет рассмотрен за несколько часов (как это бывало раньше) уже не приходится.

Вообще, за это время не произошло ничего особо примечательного, правда те кому Minecraft интересен в первую очередь bukkit’ом, заметили что на Minecon 2013 не было Evilseph’а (хотя остальные члены «счастливой четверки» рассказывали о всяком много и эмоционально). Про bukkit правда не было сказано ни слова. А Evilseph, как выяснилось потом, уволился из Mojang. Что ему там не понравилась не ясно. Возможно он просто соскучился по bukkit’у ведь, после перехода в Mojang, бывшие баккитовцы о нем резко позабыли.

Тем не менее, недавно, как все помнят, приключилась новость. Evilseph, а за ним несколько других «отцов-основателей» покинули проект и фактически объявили о его закрытии. Пока все переваривали эту новость выяснилось, что bukkit уже два года как принадлежит Mojang’у, а бывший баккитовец Dinnerbone (тот самый, который вместо PluginAPI добавляет новые свистелки в Minecraft:)) пообещал лично выпустить bukkit под грядущую версию 1.8 (которая, собственно говоря, сегодня вышла официально).

И вот тут я хочу отметить очень важный момент, который, возможно, изменит судьбу проекта навсегда.

Если бы Jeb промолчал о том, что bukkit давно продан, а Dinnerbone просто влез бы в проект на праве старожила, то собственно ничего бы не произошло. Незаменимых людей нет и на место ушедших разработчиков и проверяльщиков нашлись бы новые.

Но слово было сказано: у bukkit’а есть хозяин. И это не сообщество, не «отцы-основатели», а вполне себе успешная коммерческая контора — Mojang. В первый же вечер, в команде BukkitDev возник вопрос в форме шутки: «Это что же! Я всё это время пахал на Mojang?!» И почти сразу все поняли, что это вовсе не шутка.

Согласитесь, одно дело, когда ты делаешь что-то на энтузиазме, зная, что вместе с тобой этим же делом занято много людей, которые активно вкладывают свои человеко-часы в то, что потом доставит радость всем. И совсем другое дело, когда ты работаешь тратишь кучу времени и сил, для того чтобы фактически кто-то на твоем труде сделал миллионы.

Понятно, что и в случае независимости, баккит играл на руку Майкнрафту, но ситуация возникает очень некрасивая.
Дело в том, что проект Curse это не только баккит, но и множество других модов для разных игр. Но те кто участвует в модерировании форумов, проверяет эти моды получают какое-то вознаграждение. Тогда как члены команды баккита получали только моральное удовлетворение, которого их и лишила новость о том, что они оказались рабами Mojang’а.

Для нотчевой конторы такая ситуация конечно же выгодна. Вспомним ещё несколько проектов, за которые Mojang не заплатила ничего, но которые фактически сработали на популярность (а значит прибыльность) Minecraft’а: это сообщество www.minecraftforum.net, майкрафт-википедия http://minecraft.gamepedia.com/Minecraft_Wiki, перевод Minecraft на кучу языков https://crowdin.com/project/minecraft и кстати, все те кто качает снапшоты фактически является бесплатными тестировщиками игры (пусть не все пишут баг-репорты, но тем не менее).

Если взять для примера игру Battlefield, то и форум, и перевод, и справочник — всё это делалось самой конторой за собственные средства компании. Игроки привлекались только для открытых бета-тестов, изначальные же тесты проводятся наемными работниками.

Нотч устроился очень хорошо — помимо зарплаты разработчикам Майнкрафта у него расходов, что не мешает ему ругать Electronic Arts и заботиться о том, чтобы серверо-владельцы «не наживались» на игроках «нечестным способом».

Так что мотивы Mojang, в том почему сделка о приобретении баккита скрывалась так долго, вполне понятны. Деньги. Деньги. Деньги.

Сейчас Mojang молчит. Молчит вторую неделю. В первый день, в чате несколько, буквально секунд, наблюдался торопливый Dinnerbone, который сообщил, что Mojang обеспокоен судьбой проекта и обязательно что-то сделает хорошее. Я не помню, что он сказал дословно, но суть была такая: «ждите».

А тем временем:
— Скорость одобрения проектов и файлов снижается. Пока это неделя (уже даже 8 дней) для файлов. Для проектов — пара дней, но их и так было мало;
— С 18 августа не было выпущено ни одного дев-билда баккита.
— Нет ясности о том, что будет с проектом, что хуже всего нет этой ясности у участников проекта.

Мне не хочется делать предположения о том как будут развиваться события дальше. Потому что ничего позитивного в голову пока не приходит.

Ждем-с…